Ежегодно на территории Российской Федерации и Республики Карелия значительный ущерб лесам причиняется пожарами. По статистике основной причиной лесных пожаров является неосторожное обращение людей с огнем.
В соответствии с требованиями ст.ст. 1, 51, 53 Лесного кодекса РФ обеспечение охраны и защиты лесов является одним из принципов действующего лесного законодательства. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417.
ь В соответствии с указанными Правилами в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова категорически запрещается:
ь засорять леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором;
ь бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
ь разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
ь употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
ь оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
ь заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.
Кроме того, в соответствии с пунктом 72(3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 в пожароопасный сезон органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Пунктом 17(1) указанных Правил на правообладателей земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений возложена обязанность производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана
Одновременно природоохранная прокуратура разъясняет:
В соответствии со ст. 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 3 тыс. руб.; на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 200 тыс. руб.; в условиях особого противопожарного режима - на граждан в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц от 300 до 500 тыс. руб.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в условияхособого противопожарного режима согласно ч. 2 ст.20.4 Кодекса влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 15 до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 до 400 тыс. руб.
Также законодателем предусмотрена уголовная ответственность:
Статья 261 Уголовного кодекса РФ за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результатенеосторожного обращенияс огнем или иными источниками повышенной опасности предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 200 до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного 1 до 2 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Те же деяния, причинившие крупный ущерб (когда стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, превышает 50 тысяч рублей) влекут наложение штрафа в размере от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Законодательством об охране окружающей среды также предусмотрена имущественная ответственность. Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.